Хорошо ли мы знаем свой район в котором живем? Наверняка каждый по-разному! У большинства людей при упоминании Кличевского района сразу выстраиваются ассоциации: партизанская столица, обилие лесов и болот с разнообразием ягод и грибов, благоприятная экологическая обстановка, вкусный хлеб и многое другое. Замечательно! Однако в районе есть множество интересных объектов о которых знает пока не так много жителей, но их ценность также велика. Пришло время исправить это! С целью повышения интереса к местным объектам природного, культурного и исторического наследия региона, популяризации местного туризма и краеведения, расширения кругозора, мы запускаем рубрику "Интересное о малоизвестном". Каждую неделю мы будем знакомить вас с интереснейшими объектами нашего Кличевского района. Уверены, что рубрика понравится и местным жителям, и всем тем, кто интересуются нашим районом!
И наш первый объект знакомства - языческий обряд захоронения «Теремок».
Уникальные погребальные сооружения сохранились на кладбище в д.Борки Кличевского района - это единственное место в Беларуси где сохранился языческий обряд захоронения. Только здесь можно увидеть надмогильную избушку «теремок». По мнению этнографов, деревянные домики, в народе именуемые теремками, представляют немалый исторический и культурный интерес. Ведь это – отголосок языческих обрядов. И таких теремков – их еще называли «домиками мертвых», «избами смерти», «домовинами» – больше у нас в стране нет. На деревянном домике с брезентовой кровлей – старая почерневшая надпись: «Кузьма Цмыг, дата смерти – 1929 год». Вверху сруба, под крышей – небольшое отверстие-окошко. Через него в теремок в поминальный день просовывали угощение. Согласно языческим традициям существовало поверье, что и на том свете человеку надо где-то жить, что-то есть. Белорусский народный обряд «Дзяды» – день поминовения усопших предков – корнями уходит в языческую эпоху. Считалось, что два раза в год – на весенние и осенние «Дзяды» – надо накрывать стол для умерших. Люди верили: в эти поминальные сутки их души находятся где-то рядом. Сельское кладбище в д. Борки – чистое и ухоженное. Одно из самых старых в районе. Тут сохранилось немало могил, что датируются концом XIX – началом ХХ в. Теремков тут тоже было несколько. Но от одного остался лишь «отпечаток» в виде нижних венцов сруба. И два валуна рядом. А вот могила, где покоится Кузьма Цмыг, в хорошем состоянии.
По словам этнографов, в VI–IX вв. на Кличевщине жили славянские
племена дреговичей. Оттого и сохранились тут захоронения дохристианской культуры. Интерес его еще и в том, что именно подобный надмогильный теремок стал прототипом избушки на курьих ножках, где обитает фольклорная «Баба-Яга». Ученые, изучающие обычаи народов, подозревают, что название «курьи ножки» произошло оттого, что пни, на которых устанавливали изначально погребальные «домовины», обкуривали дымом. Делалось это для пущей сохранности, и чтобы дерево не подтачивали вредные насекомые и грызуны. Традиция ставить теремки была широко распространена на Кличевщине у дреговичей до X в. Местами она сохранилась и позже, но постепенно такие «домики мертвых» вытеснили курганные захоронения. А ведь дреговичи хоронили предков по-особому. Усопшего они кремировали, пепел и кости собирали в горшочек, ставили в избушке на столбе или в домике, который сооружали прямо на могиле. Считали, что душа останется жить в домике, а чтобы ей было уютно и комфортно, снабжали такой теремок крышей.
Сегодня на сельских кладбищах района немало захоронений в виде валунов и каменных крестов, которые датируются концом XIX – началом ХХ в. Но с точки зрения исследования сакральной географии, то, что в д. Борки, – самое интересное.
разгарнуць » / « згарнуць