Рекомендации по психологическому сопровождению приемных семей, направленных на формирование привязанности между ребенком (детьми) и приемными родителями
Многие из проблем воспитания в приемных семьях, несмотря на положительный опыт жизни в таких семьях, продолжают оставаться актуальными. В этой связи необходима качественная психологическая подготовка приемных родителей, в также дальнейшее социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемных семей в зависимости от наличия и актуальности проблем.
Учитывая тот факт, что одна из основных причин трудностей и проблем в приемной семье лежит в системе детско-родительских отношений, можно предложить ряд психолого-педагогических рекомендаций по их оптимизации.
Приемные родители должны обращаться за помощью к психологу, который на основе психологических методов изучит характер складывающихся детско-родительских отношений и окажет психологическую помощь.
Потенциальные усыновители должны иметь высокую степень психологической готовности к общению с ребенком с опытом депривации.
Усыновители должны иметь адекватные ожидания в отношении приемных детей, быть готовыми столкнуться с многочисленными проблемами и трудностями. Усыновители должны отказаться от стереотипа «хорошего ребенка», понимаемого, прежде всего как послушного, доброго, способного и понимать, что даже небольшой опыт депривации накладывает свой отпечаток на личностные особенности ребенка и может вызвать определенные трудности в его воспитании.
Наиболее благоприятной средой для развития ребенка является безусловное его принятие, без критики, негативной оценки и сравнения с другими детьми.
Родители должны придерживаться единых требований и справедливого отношения к родным и приемным детям.
Особое внимание родителей должно быть уделено эмоциональному воспитанию, развитию гуманистических межличностных отношений с другими членами семьи.
Наиболее благоприятным для развития ребенка является демократический стиль общения, при наличии запретов и ограничений, которые должны быть достаточно обоснованными и учитывать индивидуальные особенности детей
Родителям необходимо принимать активное участие в создании и укреплении контактной сети приемных детей. Приемная семья – открытая система, замыкать приемного ребенка только на приемных родителях педагогически нецелесообразно. Широкие связи ребенка важны для него на всем протяжении жизни.
Конкретные рекомендации по формированию привязанности у детей с расстройством привязанности:
- Прикосновение. Это одно из наших наиболее важных ощущений, потому что мы чувствуем его по всему телу, будь то приятное так и неприятное прикосновение. Дети нуждаются в прикосновении, и во все времена и эпохи мамы давали его своим детям, держа на руках или нося их близко к телу. Крепкая привязанность включает много заботливых и любящих прикосновений. Дети будут страдать от дурных или пагубных прикосновений.
- Зрительный контакт. Этот фактор чрезвычайно важен для развития крепкой привязанности. Зрительный контакт говорит о близости с человеком, в глаза которого смотрит ребенок.
- Улыбки для ребенка значат радость, любовь, удовольствие. Улыбка к ребенку с крепкой привязанностью произведет в нем ответную улыбку.
- Разговор и пение: даже если ребенок не понимает слов, сказанных ему, он поймет звук и будет слушать музыку в разговоре или песне. Дети знают голоса мам и пап еще до рождения, и, слыша их, дети чувствуют себя в безопасности.
- Удовлетворение всех нужд: кормление ребенка, содержание его в тепле, чистоте и уюте поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и научит его доверять.
В общении с ребенком определите долгосрочные цели – мы хотим внести коррекцию не только в сегодняшнюю ситуацию, но чтобы ребенок исцелился. Дайте теплоту и структуру – мы любим ребенка и показываем это ему, но у нас в детском доме/семье также есть четкая структура. Держите между ними баланс. Решение проблемы – постарайтесь выяснить, почему ребенок так поступил и почему, как нам кажется, ему нужна дисциплина.
Не читайте лекций! Длинные лекции о неправильном поступке не помогают! Ребенок не будет слушать, а вы будете сердиться, что он вас не слушает. Не запугивайте ребенка, не говорите ему: « Если ты будешь неправильно себя вести, то я …»
Если связи родитель-ребенок затруднены, всегда есть возможность обратиться в центр Телефон психологического Консультирования (02236) 50 888
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Абросова, Л. М. Настольная книга приёмного родителя /Л.М. Абросова, Н.Д. Игнатьева. – СПб.: Врачи детям, 2007. – 122 с.
2. Богомягкова, О. Н. Специфика родительских установок в семьях разных социальных категорий / О.Н. Богомягкова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2015. – № 1. 2015. – С. 105-112.
3. Большакова, Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.Н. Большакова. – Ярославль, 2004. – 25 с.
4. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М. : Академический проект, 2006. – 232 с.
5. Боулби, Дж. Привязанность / Дж.Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
6. Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике / К.Х.Бриш. – М.: Когнито-Центр, 2012. – 316 с.
7. Иванова, С. П. Психологические проблемы социализации детей в приемных семьях / С.П. Иванова // Вестник Псковского государственного университета. –2014. – № 5. – С. 305-316.
8. Калачева, И. В. Особенности родительско-детских отношений в приемных семьях / И. В. Калачева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 1-6.
9. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й.Лангмейер, З.Матейчек. – Прага, Медицинское изд-во Авиценум, 1984. – 334 с.
10. Меркулова, С. 3. Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приемных семьях / С.З. Меркулова, Н.А. Меркулова // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01.
11. Молчанова, Л. Н. Особенности функционирования микросоциальной системы «приемная семья для детей-сирот и детей / Л.Н. Молчанова // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 398. – С. 211–218.
12. Николаева, Е.И. Навстречу ребенку: пособие для принимающих родителей (Детский фонд «Виктория») / Е.И. Николаева, О.Г. Япарова. – М.: ООО «Издательство «Проспект»», 2010. – 88 с.
13. Ослон, В. Н. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04 / В.Н. Ослон. – Москва, 2002. – 23 с.
14. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
15. Ругер, Б. Работа с детьми, страдающими расстройством привязанности. Справочник для родителей, патронатных родителей и воспитателей детских домов / Б. Ругер. – М.: Международное служение «Царские дети». – 72 с.
16. Прихожан, А.М. Психология сиротства. 3-е изд. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2007. – 324 с.
разгарнуць » / « згарнуць